Бийск: дорожная история

Бийск: дорожная история

Краевой бюджет выделил большие суммы и в Бийске были капитально отремонтированы дороги по ул. Трофимова, пер. Шубенский, ул Социалистическая и ул. Красноармейская. Это большое облегчение для городского бюджета, который идет на ямочный ремонт и уборку дорог. Ведь на новых дорогах ям нет, значит, все силы можно направить на оставшиеся улицы, где еще лежит старый асфальт.

Ан нет. На оставшихся дорогах зияют дыры, криво залатанные ямы уже готовятся к вскрытию, и там по новой – весна, ругань водителей, предписания прокуратуры, объяснения администрации… Почему дороги Бийска стабильно в ужасном состоянии? Почему создалась такая ситуация и есть ли из нее выход?

 

Странный аукцион

Менее двух лет назад Бийск преподнес на весь край сенсацию: аукцион на обслуживание городских дорог выиграли две малоизвестные компании – юристы и метрологи. Город традиционно поделен для удобства обслуживания на две части. В Западной части на аукцион подали заявки ООО «Бийский экспертный центр» и ООО «ЮК «ПРАВОВЕД».

Победителем стал «Правовед», предложив 70 606 901,72 рублей, в то время, как их конкурент 70 963 502,23 рублей. Вот сведения об этой закупке. 

В Восточной части города в борьбу за муниципальный контракт на уборку и ямочный ремонт дорог города вообще включилась компания, специализирующаяся на безалкогольных напитках, ООО «Эдельвейс». Правда, ООО «Бийский экспертный центр» (позже — «Восточный дорожник»), уступивший правоведам Запад, здесь стал победителем. Вот итоги этого аукциона. 

Стоп, спросите вы, а где же в это время были специализированные дорожные компании? Ушли делать напитки или занялись юриспруденцией?

Ранее дороги убирали ООО «Бийское ДЭУ» и ООО «ДЭУ Приобского района». В комментарии «Деловому Бийску» директор ООО «Бийское ДЭУ» Евгений Струкчинский прямо выражает мнение, что конкурс по содержанию и ремонту автодорог Бийска на 2015—2016 годы был проведен нечестно:

— Сразу было видно, что все сделано для того, чтобы устранить лишних участников. Нашу заявку отклонили незаконно. Мы подали в суд опротестовать это решение, но нам пообещали, что будем работать на субподряде и убедили забрать заявление из суда. После трех месяцев совместной работы новыми дорожниками были сделаны такие условия, что нам пришлось отказаться.

Не удалось принять участие в аукционе и ООО «ДЭУ Приобского района». Директор предприятия, Сергей Каратеев, так комментирует причины этого:

— Я не мог принять участие в конкурсе, так как на счету предприятия не было средств для обеспечения гарантии по контракту на 2 года. А именно на этот срок заключался контракт с новыми дорожниками. К тому времени со мной еще не рассчитался муниципалитет по прошлым контрактам, город должен был 15 млн рублей. Банк готов был дать кредит только на 1 год, но у меня не было возможности участвовать в конкурсе, я бы не смог выполнить свои финансовые обязательства, а попасть в число недобросовестных поставщиков не хотелось.

Сергей Каратеев не винит городскую администрацию, которой сложно прогнозировать поступления в городской бюджет и без задержек рассчитываться с подрядчиками, но при этом выражает недоумение: какая была необходимость заключать контракт сразу на два года, а не на год, как это делалось ранее? Кроме того, администрация была проинформирована, что дорожники не смогут предоставить финансовое обеспечение на столь длительный срок.

dsc04604

На наш запрос, в котором мы просили разъяснить горадминистрацию, какая же все-таки была необходимость увеличивать срок контракта с 1 на 2 года, чиновники так и не ответили.

А судя по этому ответу от муниципалитета, власти города не торопились особо расплатиться со старыми дорожниками. Долги приходилось выбивать через суд.

dsc04607

 

Что выявила прокуратура

Заместитель прокурора города Бийска Т.Долина на мой запрос ответила, что прокуратура не установила факты нарушений при проведении вышеупомянутых электронных аукционов:

Вместе с тем, выявлены иные нарушения при осуществлении закупок для муниципальных нужд, связанных с содержанием автомобильных дорог.
Так, срок действия контрактов по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог Восточной и Западной части города Бийска на период с 2013 по 2014, истек 31.12.2014.
Таким образом, в установленном законом порядке организация, осуществляющая обслуживание автомобильных дорог общего пользования, на период с 01.01.2015 по 27.01.2015 в отношении автомобильных дорог Восточной части города, с 01.01.2015 по 27.01.2015 в отношении автомобильных дорог Западной части города определена не была.
Приказом начальника МКУ «Управление ЖКХ, Б и ДХ администрации г.Бийска» от 31.12.2014 №67 принято решение о проведении работ по уборке дорог ООО «УК «Правовед» до заключение муниципальных контрактов с победителями аукциона.
13.02.2015 МКУ «Управление ЖКХ, Б и ДХ администрации г.Бийска» заключены муниципальные контракты № 46, 47 с ООО «ЮК «Правовед» на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог, расположенных в Восточной и Западной части г.Бийска, действие которых распространяется на отношения, возникшие в период с 01.01.2015 до заключение муниципальных контрактов с победителями аукциона.
Таким образом, электронный аукцион для заключения вышеуказанных контрактов не проводился. Согласно преамбуле договоров от 13.02.2015, контракты заключены в соответствии с п.9 ч. 1 ст. 93 Закона.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 93 Закона предусмотрено заключение муниципального контракта с единственным подрядчиком для закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Однако, обстоятельства, указанные в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона, не установлены.
В связи с чем, прокуратурой г.Бийска возбуждено 2 дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении начальника МКУ «Управление ЖКХ, Б и ДХ администрации г.Бийска» Тарана А.А.
Постановлениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26.05.2015 Таран А.А. привлечен к административной ответственности по указанным статьям в виде штрафа в размере 50000 руб. за каждое правонарушение.

 

А где качество?

Борьба коммерческих структур за муниципальный контракт для горожан в принципе и не была бы важна, если бы это не отражалось на качестве уборки и ямочного ремонта дорог. Тем более, что новые дорожники легко могли найти общий язык с профильным управлением администрации, поскольку в недавнем прошлом они являлись коллегами.

Так, после заключения контракта обе фирмы, выигравшие данный тендер и подписавшие контракт с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и дорожного хозяйства администрации Бийска, возглавила в качестве технического директора Людмила Малина, бывшая на апрель 2014 года начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и дорожного хозяйства. Нынешний директор ООО «Восточный дорожник» — Елена Юрьевна Руднева — на момент октября 2014 года являлась главным специалистом отдела бухгалтерского учета и отчетности Управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска. Можно отметить, что здесь вероятен конфликт интересов, однако бийская прокуратура в том, что бывшие муниципальные служащие работают руководителями коммерческих структур по муниципальному контракту, его не усмотрела.

В то же время заместитель прокурора города Т. Долина сообщила:

«в период с 2015 по истекший период 2016 прокуратурой города в связи с ненадлежащим состоянием автомобильных дорог внесено 9 представлений, в суд направлено 3 исковых заявления».

С весны 2016 года по местному ТВ не раз проходили ролики, в которых сообщалось о том, что городская прокуратура заинтересовалась резким снижением качества обслуживания бийских дорог. Вот пример такого освещения:

Местные жители и сами видели, в каком состоянии были дороги. Прокуратура на наш запрос отметила, что количество предписаний в адрес муниципальных властей выросло в разы. Представитель ГИБДД по городу Бийску также предоставил нам информацию о том, что за период 2015-16 года отмечается рост ДТП, связанных с неудовлетворительным состоянием проезжей части. Однако администрация держалась до конца, сообщая, что новые дорожники работают хорошо, особых претензий к ним нет.

Уже от подрядчика ГУП «Юго-Восточное ДСУ», выполнившего капитальный ремонт по ул. Трофимова и пер. Шубенскому, в адрес администрации поступила угроза сократить срок гарантии из-за неудовлетворительного ухода за дорожным полотном со стороны обслуживающих компаний. Впрочем, добиться прямого ответа на наш запрос от горадминистрации,  были ли угрозы со стороны подрядчика сократить срок гарантии, мы не могли. Хотя уже имели на руках подтверждение от заместителя начальника Главного управления Алтайского края по транспорту и дорожному хозяйству Дмитрия Коровина, с приложением в виде фотоотчета эксперта. Вот ответ, скачать фотоотчет можно по вот этой ссылке. 

В 2015 году силами ГУП «Юго-Восточное ДСУ» был произведен ремонт проезжей части пер. Шубенский, ул. Трофимова в г. Бийске. Объекты приняты в эксплуатацию администрацией г. Бийска и переданы на содержание иной организации.
В зимний период 2015-2016 годов ГУП «Юго-Восточное ДСУ» было выявлено, что зимнее содержание данных дорог осуществляется неудовлетворительно. На обеих улицах имелся прикромочный накат и снежные валы на обочинах. Не были очищены автобусные карманы, на пер. Шубенский, не проводились мероприятия по отводу талых вод с проезжей части. Имеется соответствующие фотоматериалы (с датами). Как правило, несоблюдение данных требований приводит к разуплотнению обочин и разрушению дорожного полотна при отрицательных температурах. В связи с этим ГУП «Юго-Восточное ДСУ» неоднократно направлялись обращения в администрацию города о возможном сокращении сроков гарантийных обязательств.

Я повторил этот же вопрос – были ли угрозы со стороны подрядчика о сокращении сроков — непосредственно в ходе пресс-конференции с главой администрации города Николаем Нонко. Он сообщил, что впервые об этом слышит, но даже если это и так, у него к подрядчику имеются встречные претензии.

 

Ямки? Они укатаются

Были и другие вопросы, их можете услышать в этой диктофонке.

К примеру, я поинтересовался, как принимают такой ужасный ремонт – когда были ямки, стали кочки. Нонко уверил, что так подвеска страдает меньше, и ямки вскоре укатаются.

Вероятно, если ездить по нашим дорогам на «Инфинити QX-56», которые, судя по сведениям о доходах, недавно появились у заместителей главы администрации, да и у самого Николая Михайловича, не так страшно.

z79rjrgeu6o

Но простым городским автомобилистам вряд ли это станет утешением.

А еще Николай Нонко уверил, что качество ремонта дорог проверяется специалистами Управления ЖКХ, ДХ и Б администрации города, а также существует система, по которой деньги дорожникам переводят по частям и только при должном выполнении работ.

Впрочем, назвать конкретную цифру, сколько средств город уже перечислил новым компаниям, затруднился. Но уверил, что это не секрет, и я смогу уточнить перечисленную сумму в Управлении ЖКХ, ДХ и Б. Попробовал это сделать, как видите из ответов на наши запросы, скорее всего, действительно имеем дело  с секретными материалами. Администрация дважды отвечала на все что угодно, приводила стоимость муниципальных контрактов в целом, как она оплачивает их. А конкретные цифры фактически перечисленных денег дорожникам так и не привела.

Что касается качества текущего ямочного ремонта. Я заказал экспертизу в независимой экспертной организации ООО «Бюро оценки и консалтинга». Специалистом было сделано 25 замеров в местах проведения ямочного ремонта на городских улицах. Из них 100% превысили максимально допустимые значения дефектов (неровностей) дорожного полотна в 6 мм.

Было проведено по 5 замеров на 5-ти разных участков. В итоге на 4 из них среднее превышение нормы составило от 600 до 750%. Как видим, горки спустя 2-3 месяца после ремонта не прикатались, неровности остались. Документы экспертизы здесь.

Окурки на площади

Довод, что ямочный ремонт на старых, латанных-перелетанных дорогах — вещь сама по себе неблагодарная, можно принять. Но вот пример площади Шукшина, где асфальт укатали сравнительно недавно.

Здесь мы ведем свою работу. Пока — с переменным успехом. По этой ссылке можете посмотреть, как ведется «Битва за площадь Шукшина». 

Коротко перескажу главное: после письма в администрацию города с просьбой убрать площадь Шукшина, на которую выходят сразу два вокзала: автобусный и железнодорожный, власти среагировали и там подмели. Я пошел с фотоаппаратом проверить факт уборки и ужаснулся количеству ям на этом, сравнительно новом участке асфальта. Отосланные фотографии в муниципалитет с просьбой провести и ямочный ремонт также возымели действие. 5-го октября дыры там залатали. Не прошло и двух недель (я побывал там 17 октября), как «ремонт» сошел на нет, и теперь на площади опять зияют ямы. И еще больше мусора, чем раньше. А ведь привокзальная площадь — не выселки, это лицо города!

По данному факту мы сейчас намерены обратиться в прокуратуру.

 

Подавленный мятеж

Столько экспертиз, отзывов на руках о том, что качество обслуживания городских дорог серьезно упало. Но руководство города, вопреки объективным данным, держалось до конца, довольное работой подрядчиков. В итоге не выдержал начальник Управления ЖКХ, ДХ и Б Андрей Таран. Как-никак, именно это управление заключает прямой контракт с компаниями на обслуживание дорог Бийска. И все шишки получал он. В начале апреля 2016 года Таран разрывает муниципальные контракты с новыми дорожниками. Причины: угроза ГУП «Юго-Восточное ДСУ» снизить гарантию на новые дороги, результаты независимых экспертиз, представления правоохранителей. Впрочем, мятеж начальника был оперативно подавлен: разрыв аннулировали, сам Андрей Таран оказался уволен по собственному желанию.

Вот документы, в которых дана аргументация Андрея Тарана по разрыву. Как видим, у него накопились факты неудовлетворительного выполнения муниципального контракта дорожными компаниями:

 

Но вот Таран уволен и спустя некоторое время, уже новый начальник Управления ЖКХ, Б и ДХ города не имеет никаких претензий к дорожникам:

dsc04600

 

Позиция Нонко: Таран превысил свои полномочия, расторгая контракт. Не подумал о последствиях, поскольку разрыв грозил оставить город вообще без обслуживания. На месяц, а то и два.

Позиция Тарана: Никакого превышения полномочий не было, поскольку контракт заключало непосредственно Управление, начальником которого он являлся. Разрыв прошел бы безболезненно, поскольку до определения новых компаний работы выполняют старые: для того и существует временной люфт по оплате их услуг. А новый аукцион требовалось проводить уже с условиями наличия опыта и дорожной техники у его участников.

Юрист Сибирского центра Трансперенси Интернешнл — Россия Елена Басманова прокомментировала разницу позиций экс-руководителя Управления ЖКХ, ДХ и Б Андрея Тарана и главы администрации Николая Нонко:

Если есть зафиксированные нарушения условий контракта, то, соответственно, имеются основания для его расторжения, процедура расторжения определяется законом и контрактом. Порядок заключения нового тоже прописан. Я полагаю, что прав экс-начальник управления ЖКХ. Мы даем комментарий в данном случае только по юридическому моменту. Нормальный цивилизованный механизм для таких ситуаций прописан — это не будет являться форс-мажором, если все правильно сделать.

В настоящее время прокуратура Алтайского края оспаривает отмену разрыва муниципальных контрактов. Как указано в определении по делу № А03-11799/2016:

Заместитель прокурора Алтайского края обратился в арбитражный суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска», г. Бийск Алтайского края о признании незаконным решения от 08.04.2016 об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения муниципальных контрактов на выполнение работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, искусственных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог от 27.01.2015 № 2014.452651, заключенного между муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» и обществом с ограниченной ответственностью «Бийский экспертный центр» (общество с ограниченной ответственностью «Восточный дорожник») и от 29.12.2015 № 2014.452649, заключенного между муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» и обществом с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Правовед» (общество с ограниченной ответственностью «Приобское ДЭУ»).

Судебные разбирательства идут с лета, несколько раз заседания откладывались, следующее назначено на 30 ноября. Возможно, все это будет идти как раз до конца действия текущих муниципальных контрактов.

Что у нас в конечном счете? Подозрительно крепкая любовь городских властей к коммерческим структурам, из-за которой вопреки объективным данным прокуратуры, ГИБДД, независимых экспертов и экспертиз и даже мнения собственного специалиста (теперь уже бывшего) муниципальные контракты не торопятся разорвать. Хотя все предпосылки существуют.

Дорожные компании, в конце концов,  можно понять — это коммерческие структуры, что само собой предполагает стремление получать прибыль. Меньше поработали, сэкономили. Трудно понять действия властей, не объясняя это коррупцией. В конечном счете нам, горожанам, подобная «любовь» чиновников и бизнесменов-коммунальщиков грозит вылиться в постоянные ямы на старых дорогах и быстрое разрушение полотна на новых улицах, капитально отремонтированных за краевые деньги.

Скоро нас ожидает новый аукцион, срок исполнения текущих контрактов истекает. Остается надеяться, что тот интерес, который мы проявили, действуя как СМИ и через прокуратуру, внесет свою лепту и заставит городскую администрацию работать осторожней и обдуманней в вопросе выбора подрядчиков.

Автор: Алексей Тырышкин

Алексей Тырышкин

4 Комментарии

  1. Василий

    Хорошая статья, с дорогами в Бийске полный швах.

  2. из Бийска

    Замечательная и весьма объективная статья о безобразиях управленческого аппарата города

  3. Депутат Голунов

    Умница ! Алексей !

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


+ восемь = 12

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подняться наверх