Забытый полк из города Бийска

Забытый полк из города Бийска

С просьбой отыскать информацию о месте гибели своего прадеда, Останина Абрама Тимофеевича, уроженца города Бийска, обратился Александр Останин, проживающий в Московской области. Абрам Тимофеевич, судя по письмам с фронта, служил в 5-ом дорожно-эксплуатационном полку, который был в основном сформирован у нас в городе.

 

Ветеранов уже нет

Александр также попросил нас рассказать поподробнее об этом подразделении, его истории. Попутно мы попытались через газету отыскать какие-либо сведения от ветеранов или их родственников — возможно, у кого-то там тоже воевал прадед, дед или отец. Пока никаких откликов от наших читателей не поступило.

Мы обратились за помощью в Бийский краеведческий музей имени В. Бианки. Заведующий историческим отделом Константин Ярославцев сразу заметил, что тема эта еще не была должным образом исследована.

Причины очевидны. 5-ый ОДЭП — подразделение, которому суждено было встретить самую тяжелую и кровавую пору первого года войны. Ветеранов этого полка в живых уже не осталось.

 

Перед фронтом

С началом Великой Отечественной войны дислоцировавшаяся во втором военном городке Бийска воинская часть была развернута в 5-ый отдельный дорожно-эксплуатационный полк (ОДЭП, полевая почта 422 и 235).

Формировавшиеся подразделения полка были пополнены приписным рядовым и сержантским составом из Бийска, Бийского, Зонального и других районов, призыв которого начался с 23 июня 1941 года. В городе Бийске набирались водители и специалисты из ЧВТ (Чуйский военизированный тракт) и Бийского управления дороги. Полк также был пополнен приписным офицерским составом из Бийска, Барнаула и Горного Алтая.

В своем составе полк имел управление (штаб), взвод ПВО, отдельную роту связи, два батальона (по шесть рот в каждом). В состав батальона входили автомобильная, техническая, строительная, дорожно-комендантская роты, кабельно-шестовая рота связи и рота регулирования движения. Каждая рота имела 186 человек, 6-7 грузовых автомашин (кроме автомобильных рот).

За каждой автомашиной были закреплены два водителя. В техническое оснащение подразделений полка помимо грузовых автомашин входили трактора (в том числе и грейдеры), мотоциклы, велосипеды. Общая численность полка около 2500 человек.
Командиром полка был назначен майор Прокопенко, которого на фронте сменил капитан Вертий, нач штаба полка — Волжин, начальником мастерских — майор Косинчук. Одним из батальонов командовал капитан Вертий. Командирами рот были старший лейтенант Сорокин (строительная рота), Ковшук, Бойко, старший лейтенант Шалов (кабельно-шестовая рота), лейтенант Крылов, старший лейтенант Гайлуков (8-ая техническая рота) и другие.

 

Боевые будни

3 июля 1941 года 5-ый ОДЭП был направлен на фронт. (По словам Александра Останина, его прадед отправил письмо из эшелона, когда они стояли в городе Омске, от 16 июля 1941 г.) Переброска личного состава и техники осуществлялась по железной дороге. Эшелоны полка прибыли в Москву, где находились около суток, после чего началось их выдвижение к передовой линии наших войск. В городе Вязьме Смоленской области полк выгрузился из эшелонов и был включен в состав 24-ой армии Резервного (затем Западного) фронта.

В походных колоннах подразделения полка под постоянными ударами немецкой авиации вышли к ст. Семлево под городом Дорогобуж Смоленской области, где приступили к выполнению поставленных задач: строили мосты, перевозили топливо для автотранспорта, доставляли в действующие части продовольствие, регулировали движение на дорогах, поддерживали в рабочем состоянии линии связи. Подразделениями полка были построены мосты через реку Десну и Угру под городом Ельня Смоленской области. Все работы полка проходили под постоянным воздействием авиации противника.

24 армия, в которую входил бийский дорожно-эксплуатационный полк, — родоначальница советской гвардии. Именно ее дивизии, совместно с 43 армией провели Ельнинскую операцию, В ходе нее войска армии прорвали оборону врага, разгромили 20-й армейский корпус противника и 6 сентября освободили город Ельню.

Эта операция была одной из первых, которую провела после долгого времени отступлений и оборонительных боев Красная армия.

 

Вяземский котел

Немцы в свою очередь ответили на ельнинский «выпад» Жукова операцией «Тайфун». Создав подавляющее преимущество на узких участках, немецкие войска прорвали фронт советской обороны.

7 октября немецкие войска замкнули кольцо окружения войск Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы. В окружение попали 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК и управления 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий. В кольце немецких войск оказался и пятый ОДЭП. 3 октября подразделения полка начали отход на восток в общем потоке отступления частей и соединений своей армии. Немецкая авиация постоянно наносила удары по колоннам.

4-5 октября в селе Стайки Ельнинского района Смоленской области была отрезана немцами от основных сил полка 3-я дорожно-комендантская рота (около 40 человек). В ходе завязавшегося боя она вся погибла.

От населенного пункта Гнездилово Смоленской области подразделения пятого ОДЭПа выходили из окружения по двум направлениям — на восток и на северо-восток. Технику пришлось сжечь или взорвать. Солдаты и офицеры полка группами и поодиночке выходили из кольца окружения вдоль Минского шоссе через город Гжатск — ныне город Гагарин Смоленской области в район города Можайска Московской области, а так же пробивались в Калужскую область. После выхода из окружения пятый ОДЭП был расформирован, а остатки личного состава направлены в 134-ый отдельный дорожно-эксплуатационный батальон, 5-ю и 1-ю гвардейские стрелковые дивизии, а также в другие части.

 

Куда приехать, поклониться?

Участь советских солдат, попавших в окружение, была незавидной. Многие до сих пор числятся в списке пропавших без вести. Что говорить о простых бойцах, если в этой мясорубке сложил голову командир 24-ой армии. Константин Ракутин? Ему, кстати, непосредственно и подчинялся 5-ый ОДЭП.

По словам поисковиков, действующих на местах «Вяземского котла», на старом большаке Ельня — Вязьма братские могилы отмечены в районе деревень Волочек и до Сенной через каждые 200-300 м. Надо сказать, что поисковики только от автора этого материала и получили сведения, что, к примеру, искать останки бойцов Красной армии надо у села Стайки (выше уже сказано, что в этом месте была уничтожена 3-я дорожно-комендантская рота 5 ОДЭП).
Непосредственно найти следы конкретного полка, наверное, теперь невозможно. Но ведь наверняка проводились поиски и раскопки в вышеуказанных местах: Вязьма, Семлево, Ельня, Гнездилово?

Руководитель смоленского поискового отряда «Долг», Нина Куликовская:
Поисковые экспедиции практически во всех Вами названных районах у нас проводились и проводятся. (Правда. Гнездилово — это уже Калужская область). Отдельно какой-либо информацией по 5 ОДЭП мы не располагаем. Погибших солдат в районе Вязьмы, Семлево и Ельни находим много, практически все они без вести пропавшие (это ведь 41-й год) и поскольку по ним нет боевых донесений, а числятся они в списках без вести пропавших по подворному опросу, то нет информации о принадлежности погибших к каким-либо формированиям. Я имею в виду объединенную базу данных Министерства Обороны, в которой сканированы списки безвозвратных потерь и донесения по ним. В итоге мы не можем отследить по именам солдат их принадлежность к 5 ОДЭП.

В статье использованы материалы исторической справки по 5 ОДЭП, составленной заведующим историческим отделом Бийского краеведческого музея имени В. Бианки, Константином Ярославцевым.

2009 год.

Автор: Алексей Тырышкин

Алексей Тырышкин

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


+ четыре = 7

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подняться наверх