Как покупать сложные технические товары и не прогадать при этом

Как покупать сложные технические товары и не прогадать при этом

Холодильники, мобильники, телевизоры, фотоаппараты и ноутбуки – все это сложнотехнические товары. Стоят они, как правило, дорого. И в законе о защите прав потребителей выделены в отдельную группу. Зачастую незнание специфики законодательства именно в части, касающейся сложных технических товаров, может вылиться в серьезные затраты для покупателя.

Разобраться в этом деле нам поможет главный специалист сектора по защите прав потребителей администрации Бийска Елена Бабий. Ежедневно сюда по данной теме обращаются около 10-20 человек, так что, как видим, небольшой ликбез в этой сфере с помощью нашей газеты не будет лишним.

 

Просто так этот товар уже не вернуть

— Какие товары вообще считаются сложными техническими?

— Их перечень утвержден постановлением Правительства РФ №55. В основном это электробытовые машины и приборы, радиоэлектронная аппаратура, вычислительная и множительная техника, фото и видеоаппаратура, телефоны, факсы, электромузыкальные инструменты, электронные игрушки и т.д.

- Продавец может указать, что тот или иной товар является именно сложным техническим?

— Он может указать это, но не обязан. Также не обязан давать какие-то юридические консультации, касающиеся законодательства по защите прав потребителей. Так что прежде чем покупать товар, если у вас есть какие-то вопросы, звоните сразу к нам, мы проконсультируем. Наши телефоны 32-93-28, 33-74-23.

Лучше все взвесить заранее, перед совершением покупки. Почему? Существует такая типичная ошибка покупателей: они берут сложные технические товары и считают, что могут их вернуть без причины, как и обычные вещи, в первые две недели со дня приобретения. Допустим, человек взял смартфон, вечером с ним поиграл, решил, что он не подходит, пошел сдавать обратно в магазин. А обратно смартфон уже не приняли. И здесь закон на стороне продавца, потому что возврат сложных технических товаров в первые 15 дней с момента покупки возможен только с одним условием – при выявлении существенного недостатка. Правда, на практике определение «существенный недостаток» действует очень широко.

Таким образом, если в течение 15 дней со дня покупки вы заметили в купленном товаре дефект и решили обратиться с претензией в магазин, у последнего есть 10 дней для возврата денежных средств, но за эти десять дней магазин должен проверить и выявить брак. Если все подтверждается, то покупателю возвращаются денежные средства. В такой ситуации надо обдумать свой выбор обстоятельно. Недавно был такой случай: мужчина купил 5-й айфон, на седьмой день со дня покупки у техники выявился недостаток. Владелец айфона обратился в магазин, где ему предложили выполнить гарантийный ремонт. Он согласился, подписал соответствующие документы на это. А потом пришел к нам, поскольку передумал делать гарантийный ремонт и решил вернуть деньги. Но так не получится по закону, соглашение о проведении гарантийного ремонта уже подписано, от товара, который сдан на гарантийный, либо уже осуществленный ремонт, отказаться нельзя.

- Иногда представители магазина отправляют покупателя сразу в сервисный центр, который расположен по другому адресу. Насколько это правомерно?

— Вы имеете право сдать технику там, где ее купили. Если продавец отказывается принять претензию, просто приходите с двумя свидетелями. Одну копию претензии с подписями двух свидетелей (если таковые имеются, подпись продавца не нужна) оставляете в магазине, а вторую оставляете у себя для подтверждения факта обращения. Либо один экземпляр претензии отправляете по почте заказным письмом с уведомлением.

- Часто бывают случаи, когда продавец показывает вопиющее незнание Закона о защите прав потребителей, отказывается принимать претензии?

— Раньше, 1,5-2 года назад, такое было распространено на рынках среди индивидуальных предпринимателей. Не принимались претензии, невозможно было вернуть некачественный товар. Но на данный момент ситуация изменилась в лучшую сторону.

 

Особенности гарантийного ремонта

Очень часто люди обращаются к нам с такой историей: купили технику (примерно 80% обращений по сложным техническим товарам относится к мобильным телефонам), через 1-2 месяца она сломалась, хотим вернуть деньги. Разъясняем: возможен только гарантийный ремонт.
После окончания 15 дней, если выявляется какой-то недостаток, его обязаны устранить по гарантии. Эта норма закона действует в течение двух лет со дня покупки. К этому времени прибавляется и срок, в течение которого техника была на гарантийном ремонте.

Часто в магазинах покупателям предлагается какая-то расширенная сервисная программа. К примеру, говорится, что товар имеет магазинную гарантию 1 год, но если вы купите сертификат на дополнительное обслуживание, то получите еще один год гарантии. Иногда дополнительное обслуживание, особенно если оно предполагает длительный срок — до 3-5 лет, имеет смысл. Но в вышеуказанном случае в нем нет необходимости. Статья 19 Закона о защите прав потребителей оговаривает, что гарантийный срок на сложные технические товары составляет 2 года. В случае, если потребитель по незнанию все же приобрел такой сертификат, мы помогаем ему осуществить его возврат, указывая, что им не пользовались и необходимости в нем нет.

- Устанавливая программы типа «аськи» в новый телефон, я тем самым не рискую оказаться без гарантийного ремонта?

— Нет, подобные программы предусмотрены операционной системой мобильного телефона.

- Если в течение гарантийного срока в зеркальном фотоаппарате или мобильном телефоне выйдет из строя аккумулятор?

— Поскольку он идет в совокупности с техникой, то на него также распространяется гарантия.

- При поломке холодильника или телевизора, то есть крупногабаритной техники, кто обязан доставлять ее в магазин или сервисный центр?

— Что касается больших габаритов сложного технического и вообще любого товара, если он превышает массу в 5 килограммов, продавец, после того, как вы напишите претензию, сам должен приехать и забрать его.

- По закону гарантийный ремонт товара производится в течение 45 дней. Иногда магазины оговаривают, что повезут товар в другой город на ремонт и поэтому придется подождать дольше.

— Покупателя не должно волновать, куда и кому отвозят технику, сданную на гарантийный ремонт. Срок ремонта начинается с того момента, как продавец поставил визу на претензии покупателя и до того момента, пока покупатель не расписался в акте выполненных работ при получении товара обратно. Более того, в течение 3 дней со дня обращения на время гарантийного ремонта покупатель вправе потребовать аналогичный товар. Разумеется, требование предъявляется в письменной форме в двух экземплярах. Если магазин этого не делает, граждане обращаются к нам, мы пишем претензию к продавцу с требованием выплатить неустойку в размере 1% за день просрочки. Бывает, что техника ремонтируется все отведенные для этого 45 дней, в результате чего неустойка составляет 42% от суммы товара.

- А если гарантийный ремонт не помог? Покупателю вернули товар из ремонта, он им некоторое время попользовался, а тот опять пришел в негодность? Так и жить от ремонта к ремонту?

— По закону, если недостаток не удалось исправить после неоднократных гарантийных ремонтов, составлявших в совокупности 30 дней, покупатель имеет право вернуть товар и получить назад свои деньги.

 

А если постгарантийный ремонт выполнен некачественно?

Бывает, что прошел срок гарантии, техника по закону подлости сразу же поломалась. Вы отдаете ее в мастерскую, а там не могут отремонтировать. Более того, еще и умудряются так при возврате ее собрать, что в другой мастерской при вскрытии аппарата просто хватаются за голову.

Как поступать в таком случае, рассказывает юрист Ирина Киршина:

«Обычно при приеме товара в ремонт выписывается соответствующий акт, в котором фиксируются все внешние повреждения, акт хранится у владельца. Далее при возврате товара из СЦ владелец осматривает технику, и если имеются какие-либо повреждения, не указанные в акте, то необходимо составлять новый акт и писать претензию.

В таком случае на руках клиента уже имеется одно заключение из СЦ, где указано, что невозможно произвести ремонт техники. После этого необходимо получить заключение о том, что товар был поврежден некомпетентными сотрудниками СЦ при предыдущей попытке его ремонта, обратиться в тот СЦ, где вам «пытались произвести ремонт» с письменной претензией и требованием в десятидневный срок выплатить вам стоимость ремонта и стоимость экспертизы с указанием, что в противном случае вы будете вынуждены обратиться в суд».

Алексей Тырышкин, «Деловой Бийск».

Автор: Алексей Тырышкин

Алексей Тырышкин

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


1 × = шесть

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подняться наверх