Люди любят бренды

Люди любят бренды

Новая форма ведения бизнеса набирает обороты. Бийчан уже не удивишь известными брэндами, которые все чаще встречаются в нашем городе.

Глобализация диктует свою реальность. Теперь, путешествуя по миру, можно обедать в одних и тех же местах, примеривать одни и те же джинсы и даже посещать одни и те же торговые центры.

Насколько трудно стать представителем известного брэнда? И как создать собственный брэнд? Об этом «Деловой Бийск» спросил самих предпринимателей.

 

КАК ОТКРЫТЬ МИРОВОЙ БРЕНД В БИЙСКЕ?

Американская сеть ресторанов «Сабвей» (SUBWAY) с лозунгом «Ешь свежее!» является альтернативой всемирно известному «Макдональдсу».
Сеть «Сабвей» насчитывает более 39 000 ресторанов в 102 странах. Появился этот бренд и в Бийске благодаря двум выпускникам Алтайского государственного университета отделения маркетинга, владельцев компании «Релай трейдинг».
О том, как все начиналось и с какими трудностями столкнулись ребята, рассказывает Олег Рожнев.

 

Выбор франшизы

— Идея открытия заведения формата американского фастфуда появилась у нас в 2009 году. Я побывал в студенческие годы в Америке, навидался там различных бизнес-концепций и загорелся. После университета нашелся инвестор, готовый вложиться в интересное мероприятие. Правда, тогда я не понимал, в какую сферу податься, все было в новинку. В процессе мозгового штурма мы перебрали много различных бизнесов от торговли брендовой одеждой до общепита. Остановились на франшизе «Сабвея». Нам как раз не хватало опыта, а компания предоставляла довольно четкую и понятную схему. В этом и состояло основное преимущество этой франшизы.

 

Периоды развития

На данный момент владеем одним рестораном в Барнауле и еще двумя в Бийске. Если говорить о периодах развития нового предприятия по франшизе, то вначале происходит эффект бума: марка в новинку, и предприятие резко выстреливает. Гигантские выручки. Потом период спада. Люди попробовали, но о постоянной клиентуре пока говорить не приходится. Наступает период стагнации, может даже, падения продаж. Нас эта крайность минула, но стабильный рост продаж случился только через год с небольшим.

 

Продвижение

В течении двух лет велась тяжелая кропотливая работа по рекламе и продвижению бренда. Мы выбрали стратегию BTL-маркетинга (прямые продажи, промо-акции, раздача сэндвичей, различные мероприятия, презентации). То есть, не просто размещали рекламу на билборде, а устанавливали контакт с потребителем. И это дало отдачу: наши барнаульские рестораны вошли в топ 20 ресторанов «Сабвей» в России по увеличению прибыли.

Также мы направили усилия на поддержку спорта и, в целом, здорового образа жизни. Мы стали спонсировать мероприятия по паурлифтингу, минифутболу, легкой атлетике и другим видам спорта, то есть, организовывать для спортсменов обеды.

Некоторые акции придумываем сами, некоторые идут напрямую из центра. А вообще, все «телодвижения» (акции, банеры) проходят процедуру одобрения в головном офисе на предмет стандартизации рекламного материала.

 

Окупаемость

Очень быстро проект может окупиться, наверное, только в Москве на Красной площади. «Первопроходцам» гораздо тяжелее. Если бренд открывается в городе, где выбранная марка существует 3-4 года и уже себя зарекомендовала, срок окупаемости займет максимум 2 года. Наши же «рестораны-первопроходцы» пока еще не окупились.

 

Трудности

Пожалуй, самое трудное — процесс открытия: стройка, ремонт помещения, доставка и наладка оборудования, поиск толковых людей, которые, не зная технологии, смогут понять и принять наши корпоративные ценности.
Сразу после открытия начинается период паники и хаоса. Бизнес-тренер уезжает, и ресторан остается на поруки ребят, которые там работают. Но потом персонал набирается опыта и все идет гораздо проще.

 

ДЕНЬГИ НА ФРАНШИЗУ МОЖНО ВЗЯТЬ В БАНКЕ

Если нет своих средств и не нашлось инвестора, можно воспользоваться услугами банков, которые предоставляют кредиты на покупку франшизы.

Так, в 2012 году у Сбербанка России появилось новое предложение «Бизнес-старт» для открытия бизнеса по программе франчайзинга. Условия такие: предоставляется сумма до 3 млн рублей на 3,5 года и под 18,5 % годовых. При этом необходимо иметь и часть собственных средств.

Список возможных франшиз указан на сайте банка. Так, в список самых популярных франшиз по кредитному продукту в 2013 году вошли, например, ресторан «Сабвей», магазин подарков «Экспедиция» и другие.
Как сообщили в местном отделении Сбербанка, кредит на открытие своего дела в 2013 году получили 4 бийских предпринимателя на общую сумму 3,3 млн рублей.

— В ноябре 2013 года я купила франшизу для открытия магазина игрушек и развивающих игр «Остров знаний», — рассказывает начинающий предприниматель Татьяна Кулик. – Собственный магазин игрушек — это моя мечта. Часть средств на покупку франшизы я смогла заработать самостоятельно, но и кредит тоже пришлось взять. И вот 21 декабря мы в магазине перерезали красную ленточку. В целом, я довольна результатом. Как выяснилось, люди готовы платить за качество и хороший сервис. Но появились и определенные сложности. У меня креативное мышление, есть много интересных идей, которые не имею возможности реализовать. Так что, возможно, в будущем открою собственную марку и попробую создать что-то принципиально новое.

 

СВОЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВАЯ СЕТЬ: КАК ПОЯВИЛАСЬ «КОРЗИНКА»

В Бийске предприниматели пробуют свои силы не только в роли франчайзи, но и открывают собственные франчайзинговые сети.

Сеть продуктовых магазинов «Корзинка» существует уже 6 лет и насчитывает 172 магазина. Это единственная на территории России компания, которая продает франшизу продуктовых магазинов.
Директор по продажам сети «Корзинка» Ольга Устинова рассказывает, как был создан этот проект.

 

Первые шаги

— Шесть лет назад руководители торгового дома «Аникс» задумались, как дальше развивать оптовое направление. Возникла задача, как сделать так, чтобы у клиентов появилась возможность приобрести еще больше товара с нашего оптового склада. Стало понятно, что у ТД «Аникс» есть наработанные технологии, и если их будет применять отдельный предприниматель, у него увеличится товарооборот своей торговой точки, а у компании «Аникс» — объем отгрузки с оптового склада.

 

Не «франшиза», а «коммерческая концессия»

В итоге был разработан отдельный проект «Корзинка», который начал развиваться параллельно с ТД «Аникс». Руководителем проекта был назначен Денис Викторович Казаневский, который стал «отцом» франчайзингового проекта.

В российском законодательстве, кстати, не закреплено понятие «франшизы», ближе всего к нему подходит понятие «коммерческой концессии». Договор «коммерческой концессии» мы и заключаем.

Теперь перед нами стоит новая задача: как, открыв магазин за пределами Алтайского края, обеспечить туда поставку товара. Эту задачу мы должны для себя решить. К нам обращаются отовсюду, начиная от города Иваново и заканчивая Иркутском и Красноярском. К тому же, как выяснилось, есть потребность не только в открытии магазинов под брендом «Корзинка», но и в консультационной помощи компаниям, которые хотели бы развить свои франчайзинговые проекты.

 

Самая большая трудность

Это, на мой взгляд, завоевать доверие предпринимателей. Когда приходят люди со стороны и говорят: «А давайте мы поуправляем вашим бизнесом, а вы больше доход получите». Естественно, возникает вопрос: почему я должен вам доверять?

Степень доверия мы целенаправленно формировали. Первые магазины открывались в ходе очень долгих переговоров. Иногда, чтобы завоевать доверие у собственника, требовался не один месяц. Сейчас уже легче, бренд в Бийске и Горно-Алтайске узнаваемый.

Все остальное трудности были не так ощутимы, хотя, понятно, что мы и в процессах ошибались, и всякие курьезные случаи происходили.

В 2012 году мы озадачились созданием корпоративной культуры. Ведь все наши предприниматели находятся в кругу одной большой франчайзинговой семьи и этим ресурсом можно пользоваться: делиться опытом, объединять средства для реализации общих проектов, усиливая позиции на рынке отдельного предпринимателя и сети в целом. Для нас это стало достаточно глобальной идеей, и мы написали миссию.

 

МИР МЕНЯЕТСЯ: БИЗНЕС УКРУПНЯЕТСЯ

Тенденции к укрупнению бизнеса наметились достаточно давно. Ведь узнаваемым маркам с отработанными технологиями и широким ассортиментов привлечь и удержать покупателя гораздо проще.

Это можно проследить и на примере аптечного бизнеса. Фармацевтические предприятия и владельцы аптек в современных условиях, когда на рынке лидирующие позиции занимают крупные игроки, тоже объединяются.
Как сообщил газете «Деловой Бийск» директор по развитию ЗАО «Эвалар» Андрей Абрамов, компания также развивает собственную франчайзинговую сеть.

— Владельцы отдельных аптек обращались в «Эвалар» за разрешением работать под брендом «Эвалар» по принципу франшизы, – рассказывает Андрей Абрамов. – В результате был подготовлен пакет документов, и теперь с условиями франшизы можно ознакомиться на сайте компании. Проект по расширению аптечной сети «Эвалар» посредством реализации франшиз начался с освоения сибирских городов. В конце 2013 года сразу 4 аптеки под нашим брендом открылись в Новосибирске. «Эвалар» предоставила небольшой новосибирской аптечной сети свою поддержку: марку, планы по развитию и, конечно же, рекламу. Еще 5 современных аптечные маркетов откроются в Сибири уже в этом году.

Вывод: Наступил «век брендов». Франчайзинговые проекты в Бийске успешно реализуются. Причем, бийчане не только покупают франшизу известных мировых марок, но и сами становятся франчайзерами. Так местной торговле проще противостоять «гигантам», которые все чаще приходят на местный рынок.

Справка
Франчайзинг, франшиза, коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона предоставляет другой возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

Виктория Тарасенко, «Деловой Бийск»

Автор: Алексей Тырышкин

Алексей Тырышкин

1 комментарий

  1. Хороша, интересная статья, думаю будет интересно многим. Все чаще слушется от друзей/знакомых: «надоело работать на дядю..» но в то же время мало кто знает что такое враншиза, а это возможно первый шаг к самореализации. Спасибо Виктория, пиши исчО! )

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


четыре × 6 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подняться наверх