Откуда родом волшебный конь Сивка Бурка?

Откуда родом волшебный конь Сивка Бурка?

— А знаете ли вы, откуда родом волшебный конь Сивка-Бурка?

С этого вопроса начался спектакль- легенда, который увидели отдыхающие санатория «Белокуриха» 2 сентября. Представили ее зрителям артисты самодеятельной студии музея «Сивка-Бурка» г.Бийска. Идея сюжета принадлежит режиссеру спектакля Бондаревой Л. А. Она рассказывает, что мысль создать легенду появилась у нее, когда пришло решение создать сказочный музей и посвятить его волшебному коню Сивка-Бурка.

«В Новосибирске я познакомилась с музеем сказок и легенд «Баюшки», руководителем которого является Владимир Редкозубов. Он расположен в старинном здании. Из его уст я услышала увлекательную легенду о доме и его бывших жильцах, которую Владимир Редкозубов придумал сам. Вот тогда я и решила придумать свою легенду про сказочного коня Сивку-Бурку.

Где же мог появится Сивка-Бурка? Место его появления должно быть таинственным, загадочным, овеянным ореолом святости и поклонения. Мы предположили, что таким местом может являться Вихоревка, место слияния двух рек недалеко от города Бийска , Бии и Катуни. Издавна коренное население считало это место священным. Легенды гласят, что здесь алтайцы поклонялись языческим богам.

Для государства Российского слияние рек Бии и Катуни являлось стратегически важным опорным пунктом в освоении сибирских земель, поэтому Пётр 1 в 1709 г. издал указ о постройке Бикатунского острога казаками.

Среди старообрядцев также существовала легенда о красном и белом коне, которые встретятся на последнюю битву Добра и Зла именно в этом месте.

Вот мы и предположили, что именно белый конь Добра уже появился в образе сказочного коня Сивки-Бурки.

И в нашей легенде Иван-дурак обращается к коню : «Ты зачем сюда явился, в чистом поле появился? В чем, скажи нам, твой секрет? Поскорее дай ответ!» — Сивка-Бурка отвечает: «Я затем сюда явился, в чистом поле появился, чтобы взрослые и дети сказки знали все на свете. Чтобы сказки все читали и от них мудрее стали. Чтобы сказки всех учили, чтобы все добрее были!». Миссия на волшебного коня возлагается огромная: знакомить детей и взрослых с удивительными сказками, сохранять, поддерживать и развивать при этом традиционную народную культуру. Наш волшебный конь должен помогать осмыслять и популяризировать достояние народного творчества, и на его основе учить детей добру, трудолюбию, милосердию, дружбе.

На этом наше исследование не закончилось. Мы обратились к изучению темы «Роль коня в алтайской, казачьей и славянской мифологии», а также знакомились с алтайскими сказаниями, русскими и казачьими народными сказками. В итоге мы пришли к выводу, что у всех народов в культуре, литературе, живописи и декоративно-прикладном творчестве образ коня занимал значимое место с древнейших времен. И этому подтверждению стали: найденные в Горном Алтае наскальные рисунки, изображающие коней, живопись знаменитого алтайского художника Чороса Гуркина (на его полотнах, изображающих быт алтайцев, кони занимали центральное место), Алтайские сказания о богатырях и богатырских конях и казачьи сказки про богатырей. Образ волшебного коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Наши предки славяне почитали коня более других животных. В облике Золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы: конек на крыше дома, братина с головой коня, солнечные конники из соломы и ниток, кони, вышитые на рушника , образы коней в старинной мезенской и каргопольской росписи на предметах быта и детских игрушках. А конские подковы в сочетании со знаком солнца считали могущественным оберегом. Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения.

Обо всем этом поведали нам герои спектакля: старший сын Данила, средний сын Гаврило и младший Иван-дурак. Так же, как и в сказке «Сивка-Бурка», они с отцом посеяли пшеницу, но только на поле, которое находится на слиянии Бии и Катуни. И также стали сторожить вора, который стал поле топтать. Вот только свою судьбу они отправились искать в разные места: Данило отправился искать любовь на Алтай, Гаврила за силой и смекалкой к казакам, а Ивана-дурак не ослушался просьбы отца, остался на поле сторожить вора, а во время сна посетила его куколка- хранительница русской народной мудрости, которая и вспомнила со зрителями волшебные слова «Сивка-Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой». И после этих слов появился волшебный конь, который помог превратиться Ивану в царевича и обрести в жены царскую дочку.

Увлекательным в спектакле стало использование разных форм театров: с помощью теневого театра зрители познакомились с легендой о Бии и Катуни, а вот казачья сказка «Лихо одноглазое» было представлено с помощью кукольного театра, куклы в котором сделаны из веников. Во время спектакля активно принимали участие и зрители: они помогали вместе с братьями перетягивать канат, отгадывали загадки и вызывали волшебного коня Сивку-Бурку.

Актерами спектакля стали люди-единомышленники, которые встретились при организации выставки «Азбучные истины», которая состоялась в г Бийске, фестивалей «Купалица» и «Миролад», проходившие летом в

Солоновке в туристическом центре «Любоград» под эгидой НКО «Музей русского алфавита и письменности «Слово», которым руководит Андрей Покидаев. Роман Корольков и Дима Булыгин, Вася Перевалов и Мария Маюнова, она же автор стихов легенды, Васильев Владимир и Андрей Покидаев, Сергей Музыкин, Татьяна Десина и Иван Лебедев прекрасно передали характер своих сказочных героев. Большая им благодарность за то, что они встретились на моем пути и помогли осуществить мечту об открытии сказочного музея «Сивка-Бурка».

Помощь в организации и проведении спектакля в городе Белокуриха оказала администрация, отдел культуры города, атаман казачества, НКО «Музея русского алфавита и письменности «Слово». За что мы приносим огромную благодарность. Все деньги, собранные при продаже билетов были перечислены в Краевое Отделение Российского детского фонда.

Людмила Бондарева, Мария Маюнова.

Автор: Алексей Тырышкин

Алексей Тырышкин

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Подняться наверх