Рекламная СМС-ка может стоить рассыльщику до 500 000 рублей

Рекламная СМС-ка может стоить рассыльщику до 500 000 рублей

Давно так повелось, что о ненужных скидках, распродажах и прочих событиях малоизвестных, а то и вовсе неизвестных банков и магазинов люди узнают из назойливых смс-рассылок. Что же делать, когда вам и утром и ночью поступают подобные сообщения?

 

Обратитесь в УФАС

Именно антимонопольная служба Алтайского края призвана следить за тем, чтобы торговые точки, автомастерские, банки и прочие заведения не надоедали гражданам СМС-ками. Пресс-служба УФАС уже с мая 2013 года публикует инструкцию, как именно оформлять жалобу и на сегодняшний день по заверениям представителей данной структуры, эта инструкция остается в силе:

«Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» запрещается распространение рекламы посредством СМС сообщений, согласие на получение которых не получено от абонента. Поэтому, прежде чем подать заявление в УФАС, необходимо внимательно изучить договор об оказании услуг связи, договор о сотрудничестве с компанией, осуществляющей рекламную рассылку — во многих случаях данные документы уже содержат согласие на получение любой SMS-рекламы.

Если Вы хотите обратиться к нам с жалобой на получение SMS – рекламы, согласие на которое не давали, то к самой жалобе необходимо приложить:

— доказательство получения СМС рекламы именно на Ваш телефон (электронную почту) – это может быть фотография дисплея телефона с текстом сообщения, либо распечатка электронной почты, или аудиозапись телефонного звонка;

— заверенную детализированную выписку от оператора связи, подтверждающую поступление СМС-сообщения или звонка;

— сведения о хозяйствующем субъекте рекламирующим свои услуги посредством СМС–сообщений.

Письма, обращения, жалобы можно направлять:

— по электронной почте to22@fas.gov.ru; pressto22@fas.gov.ru.

— на почтовый адрес управления Федеральной антимонопольной службы России по Алтайскому краю – Пролетарская, 65, Барнаул, 656059.

Внимание!

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в своем обращении необходимо выразить согласие на передачу Ваших персональных данных (Ф.И.О., номер сотового телефона) оператору мобильной связи или третьим лицам – сторонам по отправке СМС рекламного характера, а также правоохранительным органам для проведения оперативно-розыскной деятельности».

Стоит отметить, что совсем недавно на основании подобной жалобы одного барнаульца был крупно оштрафован банк «Восточный». И хотя банк в ответ на обвинение сообщал, что обычно спрашивает у клиентов согласие на осуществление СМС-рассылки, в данном конкретном случае представить доказательства того, что гражданин разрешал рекламную рассылку на свой мобильный номер, не смог. В итоге комиссия УФАС признала рекламораспространителя нарушившим закон. Штраф составил 100 тысяч рублей. Это еще по минимуму: статья 14.3 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает за такие нарушения наказания юридическим лицам от 100 до 500 тысяч рублей, штраф для должностных лиц составляет от 4 до 20 тысяч рублей.

Всего же за 9 месяцев этого года в краевое УФАС поступило 130 обращений с жалобами на рекламные СМС. В итоге было возбуждено 60 дел.

 

Рекламная рассылка без согласия абонента незаконна

Разумеется, не стоит все смс-сообщения от коммерческих структур возводить в ранг назойливой гадости. Иногда человек действительно ждет извещения о том, что в его любимом магазине скоро будет хорошая распродажа, и сообщение о начале этого события будет для него ожидаемым.

Не стоит сразу впадать в гнев, получив СМС-сообщение от, казалось бы, незнакомой организации. Вспомните, возможно, совершая покупки в магазине, сделку в банке, вы заполняли какие-то документы, где подтвердили свое согласие получать «письма счастья». Если вы давали согласие на такие СМС-ки, тогда не обессудьте. Отказаться от них можно будет, повторно обратившись в магазин или банк и выразив свое нежелание больше получать известия от них.

Федеральный закон «О связи» четко говорит, что без вашего согласия никто не должен посылать вам рекламную рассылку по СМС:

«Ст. 44.1. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи

1. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также — рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

2. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи».

Отметим, что исключение в рассылках без спросу имеют только определенные органы федеральной власти, а также местного самоуправления.

 

Рекламные обещания по СМС ни к чему не обязывают

Обязывает ли к чему-либо реклама банк или магазин? К примеру, на ваш телефон поступает СМС от банка – Иван Петрович, вам предварительно одобрен кредит размером до 500 000 рублей при ставке от 15%! Вы приходите в данный банк, а менеджер на голубом глазу говорит – гражданин, ну это же замануха. На самом деле мы вам дадим кредит, но только на 50 тысяч рублей и только на 35% годовых. А может, и не дадим вовсе. Но как же! – восклицаете вы, — вот от вашего банка СМС– предварительно одобрен кредит.

Так на то и «предварительно». И условия мы не нарушаем: 50 тысяч рублей входит в понятие «до 500 000 рублей», и процент кредита в 35% действительно совпадает с обещанием дать ставку «от 15%».

Даже при более конкретных предложениях, совет юристов – не доверять. СМС – не публичная оферта и ни к чему рассылателя не обязывает.

Юрист Диана Третьякова:

«В ГК РФ: Статья 494. Публичная оферта товара

1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта

1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются, как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Таким образом, это СМС от банка будет только рекламой (не офертой) поскольку не содержит все существенные условия этого вида договора».

Если вы не давали этому банку разрешения на рассылку вам предложений, есть еще один вопрос, который будет стоить ему определенных проблем с правоохранительными органами. Зададимся вопросом – а откуда вообще незнакомый банк узнал о том, что вас зовут Иван Петрович и номер вашего телефона? Обработка персональных данных возможна только с согласия субъекта. Если он такового не давал, стоит обратиться к нормам ФЗ №152 «О защите персональных данных». Здесь можно обратиться за защитой в Роскомнадзор.

Интересно, что сами рассыльщики СМС не всегда адекватно понимают, какое наказание их может ждать. К примеру, на мой запрос в банк «Траст»,  с которым я никогда не имел дела (и даже теоретически не мог подписать согласие на посылку мне рекламы), но который почему-то выслал мне рекламное предложение воспользоваться их кредитом, последовал такой ответ:

«Банк осуществляет рассылку смс — сообщений как действующим клиентам, так и клиентам, оформлявшим заявку ранее, а также в рамках различных  рекламных акций Банка и его партнеров«.

Мое замечание о том, что я никогда не имел дело с данным банком, было попросту проигнорировано.

 

А что же связисты?

Есть еще один участник операции по рассылке СМС-сообщений – оператор связи. Не всегда можно точно установить, кто именно и откуда посылает вам рекламные сообщения. Но всегда известно, кто именно у вас оператор: Билайн, МТС, Мегафон, Теле2… К ним можно обратиться с требованием блокировать посылку СМС-сообщений с определенного номера, как спам.

Вот что об этом сообщает юрист Елена Макей со ссылкой на ФЗ «О связи», в котором с недавних пор вступили в силу определенные изменения:

«Ст. 45. Особенности оказания услуг связи гражданам

«6. Абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента».

Алексей Тырышкин, «Деловой Бийск».

Автор: Алексей Тырышкин

Алексей Тырышкин

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


семь − 5 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подняться наверх