Селфи-интервью с редактором. Вопросы о профессии

Селфи-интервью с редактором. Вопросы о профессии

Меня зовут Анна Наседкина, я главный редактор газеты «Курорт Белокуриха» и сайта «Бийский округ» (biysk-ok.ru), Алтайский край. В этом интервью, написанном для Кубка мультимедийного вызова-2018, (задание «Спроси себя»), я задам себе несколько вопросов о профессии, современных медиа, новых технологиях.

 

– Сейчас ты принимаешь участие в Кубке мультимедийного вызова, где знакомишься с тенденциями современных медиа — и знакомишь с ними читателей сайта «Бийский округ». Что ты можешь сказать об этих тенденциях?

– Мне они очень по душе! Кубок мультимедийного вызова сосредоточил в себе много новых форматов медиа — именно то, что сейчас развивается. Ряд из них мы попробовали на своём сайте, читатели воспринимают с интересом.

Несколько первых заданий Кубка я делала на Тильде, но потом поняла, что, как бы круто ни выглядели лонгриды, я хочу, чтобы это было сразу у нас, без ссылок, без перехода на другие ресурсы. Пусть даже такой материал выглядит значительно проще. В целом работа с мультимедиа, как мне кажется, должна в редакции вестись в двух направлениях: проект и процесс. То, что мы делаем всегда, наша «джентльменская» программа-минимум как составляющая обычного рабочего процесса, и какие-то крутые штуки, без которых тоже нельзя жить.

Фото Ольги Черниковой. Мультимедийная экспедиция Silamedia в Новосибирске, я беру интервью у глухой девушки.

– А хочется многое сделать процессом, да?

– Очень. Некоторые ресурсы так восхитительны и при этом просты, что ты не понимаешь, как можно работать без них. Ну как не делать проекты на StoryMap, лонгриды, как можно вообще жить без этой прекрасной понятной инфографики и т д… Но, тем не менее, в реальности не всегда есть на это время. Я сажусь делать что-то для Кубка, и меня затягивает – сидишь в трансе и подбираешь шрифты, переставляешь карточки элементов в плане материала, чистишь тексты, а поднимаешь голову – о чорт, за окном светает. Я понимаю, что как руководитель не могу требовать от людей такой погружённости, нас мало, но какие-то вещи мы всё же должны делать автоматически, даже если времени совсем нет: обозначить структуру материала, подобрать иллюстрации, выделить цитаты, сделать вставки с цифрами, поработать над заголовком.

Возможно, для крупной редакции это само собой разумеющиеся вещи, есть стандарты, ну а нам приходится в необходимости каждого из крохотных изменений себя и коллег убеждать.

Моё рабочее место дома

– Расскажи о своей работе, сайт и газета – что на первом месте?

– Сайт «Бийский округ» сейчас для меня – главная точка приложения сил. Хотя в газете, конечно, объём работы больше, из 16 полос – 10 текстовых, и всего один журналист, но там уже всё отлажено, мы разработали графическую модель, которую можем комфортно корректировать, определились с рубриками и жанрами. Коллектив все 4 года, которые я здесь редакторствую, постоянный, сработанный. А вот сайт – он совсем юный, ему всего несколько месяцев, активно работать на biysk-ok.ru мы начали в октябре-ноябре 2017 года. Сайтом сейчас занимаются в общей сложности 6 человек, постоянно работают трое.

– Аудитория одна и та же?

– У сайта другой охват, территория значительно больше – если газета распространяется только в Белокурихе и пишем мы тоже в основном про город-курорт, то сайт ориентирован на освещение жизни всей Юго-Восточной зоны Алтайского края. Это несколько районов (в настоящее время пишем про Бийский, Советский, Смоленский, Алтайский, Солонешенский, Зональный, но постепенно будем расширяться), и два города, наукоград Бийск с населением 200 тысяч и курорт федерального значения Белокуриха (15 тысяч жителей).

Конечно, когда ты что-то делаешь с нуля, то хочется сделать это максимально хорошо – и сайт «Бийский округ» хотелось бы видеть современным медиа. Не «технологии ради технологий», а чтобы в нём была душа – сделать такой простой понятный ресурс, красивый и удобный.

Сейчас мы в начале этого пути. Если говорить о тематике, то видение, изложенное издателем, лично мне очень близко: мы пишем и будем писать о людях, событиях, культуре, развитии территории, экологии, природе, истории. Интернет-ресурса, который охватывал бы именно такую территорию (исторически – Бийский округ Томской губернии), до нас не было.

Фото Алексея Тырышкина. Интервью с участниками археологической экспедиции в районе Белокурихи.

– Что команде и тебе лично даётся легко, а в чём точки роста?

– Легко – общение с людьми. И для Дарьи Пушковой, корреспондента сайта в Бийске, и для Елены Малетиной, она работает в газете «Курорт Белокуриха», общение с людьми – сильная сторона. Мы много работаем с фотографиями, каждый снимает сам, и тут у нас тоже всё хорошо. Легко даётся планирование работы – особенно в газете, я уже говорила. На сайте ещё предстоит много работы. Кстати, в конкурсных заданиях Кубка меня пару раз подвела привычка надеяться на план. Обычно я не работаю с вёрсткой, а в конкурсе всё делаю сама: решив сэкономить время, делала материал сразу на сайте. Это была ошибка! Легко увлечься и упустить структуру. Говорят же, куй железо, пока горячо: в какой-то момент статья обретает форму, изменить которую самому автору сложно. Ты прочитал текст на сто раз, и поэтому кажется, что он вполне нормальный, а это не так. Спустя время читаешь его уже сторонним взглядом, и тогда понимаешь это. Я хочу сказать очень большое спасибо всем экспертам Кубка за этот сторонний взгляд!

Я пошла на Кубок как раз за тем, чтобы поучиться работе редактора, понять изнутри — что чувствует автор, когда оценивают его работу — так подробно, разбирая «по косточкам»… Что чувствуешь, если оценка выше ожидаемой? А если ниже? Как подобрать слова, чтобы донести редакторское мнение? Прочитала практически все материалы и все комментарии: бесценное практическое пособие по работе редактора с авторами.

Можно в целом сказать по поводу мультимедиа: попробовать что-то новое — это мы можем легко, а вот ввести это в практику уже сложнее. И тут слова очень важны! Поддержка и вдохновение, да просто проговорить подробно — уже плюс. Важен настрой.

Если говорить о конкретных точках роста, главная такая точка – видео. И для команды в целом, и лично для меня.

– Почему так получается?

– Не знаю, почему, ведь меня на самом деле очень притягивают возможности видео! Предполагаю, из-за того, что 10 лет работала с текстом, – видео воспринимается как что-то необязательное, с одной стороны (я, кстати, не люблю смотреть новости в формате видео – это так невозможно медленно: очень благодарна тем ТВ-студиям, которые публикуют видео с текстовой расшифровкой!) С другой – я понимаю, что кто-то, напротив, 10 лет работал с видео и по сравнению с его работами мои попытки что-то сделать выглядят нелепо. Даже сейчас на Кубке я тяну и не решаюсь взять задания, связанные с видео – страшно! Как же я рада, когда получается это преодолеть. В прошлом году в мультимедийной экспедиции от «Silamedia» в Новосибирске – я и не собиралась снимать видео, просто у меня на камере (Sony А77) есть такая функция. Кто может? Я могу! В итоге удалось снять уникальные моменты – репетиция в театре глухих, кадры из керамической мастерской, где работают слепоглухие. Потом, приехав домой, сняла вот это видео – снежный день 3 мая. Есть моменты, которые действительно хочется передать!

– Ты можешь что-то в целом сказать о тенденциях медиаотрасли, дать какие-то прогнозы?

– Не буду строить из себя эксперта, которым не являюсь. Мы выписываем в редакции журнал «Журналистика и медиарынок» – мне кажется, довольно точно он отражает состояние отрасли, там большой поток вот таких, как мы, простых городских редакций. Узнаваемые кейсы, читаем и видим себя. И читатели наши похожи — я не думаю, что для среднестатистического российского читателя будут, например, очень востребованы роботы – одна из тенденций развития медиа – но кто знает, прогресс сам приходит в нашу жизнь. Те же спелл-чекеры, существующие столько лет – это ведь роботы.

В целом, я за то, чтобы отталкиваться от реального интереса людей, а не навязывать им плоды прогресса. Вот делать материалы проще, чище, точнее – это да. С точки зрения тенденций медийной «моды» это можно назвать классикой на все времена.

Автор: Анна Наседкина

Анна Наседкина

Оставить комментарий

Ваш Email не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Подняться наверх